СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Средство обучения - это материальный объект, который является связующим звеном между преподавателем и студентами, служит для обеспечения процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства обучения влияют на умственное развитие студентов в процессе выполнения ими познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим отдельные средства обучения по признаку субъекта деятельности.

Дидактическая техника (средства)

Совокупность всех технических средств, предназначенных для пользования, хранения и переработки разнообразной информации; передачи информации на расстояние; организации и контроля педагогического процесса и индивидуальной деятельности студентов, диагностики индивидуальных данных; снятия усталости, напряжения, нагрузок; формирования двигательных и сенсомоторных навыков.

Дидактические средства в единстве с методами обогащают технологию обучения и воспитания в целом. Они создают особую пространственную сферу для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее. Без них невозможно создание педагогических технологий.

Комплексы средств обучения - система взаимно дополняющих дидактических средств, которая позволяет оптимизировать процесс обучения при изучении определенной темы учебной программы или отдельного вопроса на занятии.

Сущность комплексного применения средств обучения заключается в заблаговременной разработке преподавателем по каждой теме программы обоснованного комплекса средств с учетом их оптимальных дидактических возможностей.

Эффективность применения средств наглядности и технических средств обучения оценивается по целесообразности их включения в систему методов обучения для оптимального достижения цели. Применение названных средств считается комплексным, если их целесообразная и обоснованная совокупность направлена на решение конкретной учебно-воспитательной задачи. Без использования ТСО, составляющих основу комплекса средств, невозможно эффективно реализовать методы обучения и организовать учебный процесс на уровне требований современной педагогики. Непременным условием эффективности комплексного применения средств обучения является систематическое их использование в системе учебных занятий в соответствии с учебными целями. Технические средства обучения в совокупности с наглядно-демонстрационными учебными пособиями (схемы, плакаты, таблицы, макеты, модели) и носителями учебной информации (видео-, кино-, диафильмы, программы и др.) составляют существенный компонент рациональной организации и проведения учебных занятий. Все средства обучения, составляя единый комплекс, должны быть связаны общей тематикой и дидактической направленностью, охватывая все стороны учебного процесса, способствуя управлению познавательной деятельностью студентов, обладая эргономическими свойствами. Наибольший педагогический эффект на занятии достигается сочетанием комплекса средств обучения, слова педагога и активной познавательной деятельностью студентов (демонстрация на занятии не более 5-7 несложных объектов предметной наглядности - заготовки, детали машин, соединения, 1-2 сложных объекта - приспособления, узлы, механизмы, 1-3 плаката с их разбором, 3-5 экземпляров технологической, технической документации для чтения, 1-2 экземпляра для детального изучения).

Комплекс средств обучения служит фундаментом для построения дидактической системы обучения предмету, в нем отражается научное содержание учебного курса. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от качества комплекса средств обучения (насколько полно в нем и глубоко отражено научное содержание предмета.)

Средства обучения для проблемного изложения учебного материала должны существенно отличаться по структуре и содержанию от средств, используемых при информационно-рецептивном методе. С их помощью студенты не только воспринимают и осознают готовые научные знания, но и знакомятся с методами научного познания в процессе разрешения противоречий, породивших ту или иную проблему.

При использовании эвристического метода изложения учебного материала в средствах обучения должны найти отражение лишь предпосылки к постановке проблем и такой текстовый и изобразительный материал, который побуждает студентов к активному поиску ее решения.

Технические средства обучения

Это специфические орудия педагогического труда, повышающие возможности преподавателя в учебно-воспитательном процессе, орудия, эффективность которых в значительной мере зависит от профессиональной подготовки преподавателя.

Технические средства обучения помогут:

1. Дать студентам более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым повышать качество обучения;

2. Повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать доступным для студентов такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или мало доступен;

3. Повысить эффективность обучения и в известных пределах увеличить темп изложения учебного материала, т.е. интенсифицировать процесс обучения;

4. Удовлетворить наиболее полно запросы и естественную любознательность студентов;

5. Освободить преподавателя от чисто технической работы и переключить сэкономленное время на его творческую деятельность;

6. Облегчить труд преподавателя и студентов.

Требования к техническим средствам:

1. При разработке технических средств или их выборе для учебного занятия должна быть соблюдена логика педагогического процесса;

2. Технические средства должны нести не только контролирующий, но и обучающий характер;

3. Технические средства должны обеспечивать передачу студентам большого объема информации.

2 неделя беременности ощущения . ремонт стиральных машин казань . Новости рспп провел обучение кадровиков.